Начинаем работу по федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования — новый документ для сферы дошкольного образования. Его разработка и утверждение связано с тем, что дошкольное образование впервые в истории российской культуры стало полноценным уровнем образования наряду с начальной и средней школой, вузом.
В основе планирования и реализации образовательной деятельности всегда заложены научно-методологические подходы и принципы — основные, исходные положения, помогающие педагогу выделить приоритетные направления в своей деятельности, выстроить взаимодействие с участниками образовательных отношений. Принципы, лежащие в основе Стандарта, ориентируют педагога на личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, на уважение личности ребенка, на учет его потребностей, возможностей, желаний в образовательном процессе. Признание ребенка субъектом педагогического процесса (образования) требует от педагога применения новых форм и методов организации образовательного процесса. Знание детской психологии помогает педагогу лучше понять особенности и потребности ребенка, характерные для каждой стадии психического развития, — ведущий вид деятельности, особенности социальной ситуации развития. «Через сказки, через игры, через искусство, через мультфильмы, через исследовательское конструирование. Мы должны для ребенка создать социальную ситуацию развития, это ключевая задача».
Одним из условий реализации стандарта дошкольного образования является четко выстроенный план действий по его внедрению коллективом образовательного учреждения, реализующего программу дошкольного образования. Он поможет педагогам и администрации образовательного учреждения постепенно перестроить свою деятельность в соответствии с новыми требованиями, адаптировать педагогический процесс к требованиям Стандарта. Эта деятельность по адаптации педагогического процесса обеспечит не только решение целей и задач, обозначенных в п. 1.5, п. 1.6 ФГОС ДО, но и повысит качество дошкольного образования в целом.
Актуальной становится деятельность по сетевому взаимодействию между участниками образовательных отношений. Возможности и варианты реализации сетевого взаимодействия активно изучаются на экспериментальных площадках Санкт-Петербурга, в исследованиях научных работников. Мы предлагаем читателям поразмышлять, как можно осуществить сетевое взаимодействие, в чем его преимущества, где возникают риски, как оно повлияет на реализацию требований, обозначенных в ФГОС ДО.
скачать и ознакомиться:
Текст официального документа Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)
размещены на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации